
Приказ о внедрении наставничества
Распоряжение Минпросвещения России
Приказ Минобразования Ростовской области
Программа целевой модели наставничества на 2024-2025 гг
Программа наставничества над молодым специалистом на 2024-2025 учебный год
Из опыта работы педагога-наставника
Яшиной Светланы Николаевны с молодым специалистом Коротенко А.В.
В современную школу возвращается институт наставничества.
В нашей школе наравне с опытными педагогами трудятся молодые специалисты. В 2024 -2025 учебном году в МБОУ СОШ №82 п. Степной Курган пришел учитель физики, Коротенко А. В. В соответствии с приказом по школе Яшина С.Н. назначена наставником молодого специалиста. Согласно Положению о наставничестве в обязанности наставника входит оказание методической помощи, содействие адаптации и профессионального становления педагога. С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы наставником было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
Посещение уроков, общение с молодым специалистом выявило в начале нашего сотрудничества следующие «болевые точки»: проблемы в отношениях с учащимися; дисциплина на уроке; формы работы с обучающимися на уроке.
С целью решения данных проблем были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, в соответствии с которым акцент должен быть сделан на развитие личности учащегося, на поиск инструментария, технологий, которые способствовали бы активизации внимания детей на занятии. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на этапы урока.
1. Организационный этап. (Не забываем на этом этапе не только приветствовать своих учеников, но и обращать внимание на «детали»: их поведение, настроение, внимание, наличие тетради, учебника и т.д.)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
5. Открытие новых знаний
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.
Кроме того, Яшиной С.Н. были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
В рамках работы ШМО молодым специалистом был дан открытый урок, внеклассное мероприятие, подготовлено выступление на заседание методического объединения учителей математического цикла по программе профессионального самообразования «Применение информационных технологий в обучении Физики ».
Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудничество наставника и молодого специалиста приносит свои плоды. С одной стороны, их совместная, правильно спланированная работа помогает молодому специалисту достичь профессиональных успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии. С другой стороны, наставничество способствует и повышению профессионального уровня самого наставника. Кроме вышеизложенного, наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Приложение 1
Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога
ФИО молодого педагога:
Должность: преподаватель Физики
Стаж работы в должности:
ФИО наставника:
Должность:
Стаж работы в должности:
Цель сопровождения: успешное вхождение в должность педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне
Задачи сопровождения: диагностика уровня профессиональной компетентности молодого педагога; оказание методической помощи в организации образовательного процесса; привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации
Период сопровождения: учебный год
|
Этапы деятельности |
Содержание деятельности, формы сотрудничества |
Сроки |
|
1. Диагностика уровня профессиональной компетентности. |
- Знакомство с молодым специалистом, анкетирование с целью выявления начальных трудностей, беседа. -Знакомство с нормативными документами. - Посещение уроков с последующим самоанализом и анализом урока. |
Сентябрь
В течение года |
|
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе (ШМО, в коллективе в целом). Участие молодого специалиста в методической работе. |
- Ознакомление с требованиями к оформлению учебно-программной документации. - Мастер-классы. - Публикации в печатных изданиях. - Выступление на ШМО(обмен опытом). - Участие в неделе русского языка и литературы (проведение внеклассных мероприятий). |
Октябрь
В течение года
Согласно плану ШМО
|
|
3. Повышение квалификации молодого специалиста, самообразование педагога: изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального. |
- Выбор темы самообразования, составление плана работы. - Вступление в сетевой сообщество. - Вебинары, обучающие семинары видеоконференции. - Внедрение современной образовательной технологии в педагогическую практику. |
Ноябрь
В течение года |
|
4. Мониторинг результативности методического сопровождения молодого педагога. |
- Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности созданными условиями в образовательной организации. - Самоанализ успешности педагогической деятельности. -Взаимная оценка работы наставника и наставляемого посредством анкетирования - Экспертная оценка профессионального роста молодого специалиста |
Май
Июнь
В конце учебного года
|

